Как вкатиться в современную архитектуру

Архитектура: что это такое, концепция, стили и краткая история.

Архитектура: что это такое, концепция, стили и краткая история.

Выбирая проект загородного дома, мы часто задумываемся каким он будет. Известная фраза говорит о том, что всё новое хорошо забытое старое. К архитектуре это выражение особого применимо. Ведь все стили зародились задолго до того, как мы решили построить себе дом.

В этой статье мы хотим поговорить об архитектуре как об нечто особенном и важном. Окунёмся в историю и постараемся понять, что мы может использовать в современных реалиях. Мы приглашаем вас присоединиться к нам в этом посте и глубже узнать, что такое архитектура и всю ее историю, как она направляет нашу жизнь в настоящем времени и предоставляет нам основу для будущего.

«Архитектура — это застывшая музыка» — так описал значение этого термина немецкий писатель Гёте. И каждое здание должно быть произведением искусства. Слово «архитектура» с греческого можно перевести дословно как «главный» (архи) и строитель (тектон).

В настоящее время архитектуру можно определить, как отношение человека к пространству, а точнее, то, как он преображает окружающую среду, создавая эстетические и функциональные условия для жилья.

Архитектура – вид изобразительного искусства, появившийся несколько тысячелетий назад. Архитектура формирует жизнь каждого из нас. Она отвечает за создание пространств, которые должны одновременно объединить функциональность, эстетику и комфорт. Невозможно точно сказать, когда и где в истории человечества возникла архитектура. Но с доисторических времен уже можно заметить заботу человека не только об оформлении пространства, в котором он не просто жил, но безопасности и комфорте.

Во времена зарождения архитектуры основным сырьем для зданий были глина, вода и солнце, которые требовались для создания кирпичей, дошедших до наших дней. При появлении полистирола наметилась тенденция устойчивого развития полистиролбетона.

Архитектура в древнем мире

Архитектура развивается вместе с человечеством, как с точки зрения технологий, так и социальных и культурных аспектов. Великие архитектурные произведения прошлого рассказывают историю человека, его образа жизни, его верований и его образа жизни в обществе. Откройте для себя три основные цивилизации, которые выделялись в архитектуре и служат источником вдохновения и по сей день. Возможно что-то вы используете при проектировании собственного дома.

Египетская архитектура

Египетская цивилизация возникла примерно за 4 тыс. лет до нашей эры. Она была отмечена большими храмами богов, помимо знаменитых гробниц фараонов. Именно египтяне внедрили технику строительства из камней. Глиняные кирпичи не казались для них достаточно прочными, что шло вразрез с их идей вечного и неподвластного стихиям строения. Так что если вы хотите, чтобы ваш дом простоял минимум столетие, то используйте каменные материалы. Полистиролбетон относится именно к таким.

Греческая архитектура

Греческая архитектура до сих пор известна как классическая архитектура. Греческие постройки были математически совершенны. Хотя большинство их работ имели религиозный мотив, греки были мастерами рациональности. Все, что они строили, основывалось на расчетах, правилах, пропорциях и перспективе.

Мрамор был основным материалом греческих зданий, и его использовали так же, как и в египетской технике отделки. Греческие храмы и города пережили время и сегодня стали объектами восхищения тех, кто восхищается красотой и историей архитектуры.

Римская архитектура

Римляне переняли архитектуру у греков, но привнесли свой особый элемент: арки. Очень часто этот элемент можно встретить и при наших днях при проектировании. Римская архитектура воплощена в храмах, памятниках, скульптурах и арках. Все строения подчёркивали воинственный дух римлян. Однако озабоченность прекрасным не отбрасывалась, доказательством тому служат Колизей и Триумфальная арка. Римлянам также нужно было адаптировать свои строительные материалы к реальности места, где они жили. Именно они создали технику строительства, в которой вулканический песок смешивался с известняком и битой черепицей. Практически это первый опыт разработки материала на основе доступных ресурсов. В наше время полистиролбетон по сути такой же композитный материал и все составляющие всегда под рукой.

Архитектурные стили

Архитектура на протяжении столетий закрепилась как искусство, которое развивалось в разных направлениях, то есть приобретало новые стили.

Классический стиль

Классический стиль изначально относится ко всем конструкциям, вдохновленным традициями греко-римской архитектуры. Другими словами, в этом стиле преобладают симметрия, основательность, использование жестких и структурированных материалов, таких как мрамор и камень. Простой квадратный дом можно отнести к классическому стилю. При этом классическая архитектура также отмечена практичными, роскошными и функциональными постройками, главной характеристикой которых является человек и его социальные отношения.

Средневековый стиль

Архитектура Средневековья насчитывает десять веков истории, начиная с 5-го по 15-й век. В этот период родились уникальные стили, такие как готический, романтический и византийский. Эти стили имеют общее христианское вдохновение, поскольку на протяжении всего периода усилия по строительству были сосредоточены на соборах и церквях. Выбор для стиля будущего дома просто огромен. Одним из величайших символов готического стиля является собор Нотр-Дам в Париже.

Стиль ренессанс

Стиль Ренессанс возникает вскоре после средневекового периода, с конца 14 века до середины 16 века, и идет вразрез со всем, что было помещено до этого. Человек, разум и антропоцентризм, идея о том, что в центре всего находится человек, — основные характеристики этого стиля. В этот период выделяются имена, которыми до сих пор восхищаются, такие как Рафаэль и Леонардо да Винчи, но главными именами в архитектуре эпохи Возрождения являются Виньола, Альберти, Брунеллески и Микеланджело. Возможно и вы встретите современного Альберти, который воплотит ваши мечты в проект.

Отличительной чертой архитектурных проектов того периода стали перспектива и дизайн. Самыми известными произведениями эпохи Возрождения являются купол Собора Святого Петра в Риме и купол Флоренции в Италии.

Современный стиль

Несмотря на термин «модерн», современная архитектура не так уж актуальна. Этот стиль стал доминировать в архитектуре в начале 20 века, полностью порвав с предыдущими стилями. На этот раз не храмы, соборы или церкви являются главными достопримечательностями архитектуры, а здания и гигантские небоскребы как способ обозначения нового образа жизни человека ХХ века.

Современная архитектура отмечена прежде всего функциональностью. Прямые линии и простота – девиз этого стиля. Современный стиль также ценит такие понятия, как социализация, интеграция и сосуществование, поэтому очень часто можно увидеть современные работы с большими пролетами и свободными площадями.

Современная архитектура охватывает последние десятилетия 20 века и продолжается до наших дней. Этот стиль архитектуры характеризуется двумя разными направлениями: одно присваивает модернистские концепции и представляет новые прочтения и предложения, основанные на том, что уже было задумано. Второе направление переворачивает все современное и предлагает что-то совершенно новое. Такой способ мышления об архитектуре даже стал известен как деконструктивистская архитектура.

Основными характеристиками современной архитектуры являются неправильные, искаженные и фрагментированные форматы, а также органические формы и сильный призыв к использованию устойчивых и экологически правильных технологий и материалов. Действительно, зеленая архитектура является одним из основных направлений современной архитектуры. И в этой части полистиролбетон играет важную роль. Он не только экологически чистый материал, но подвержен вторичной переработке. При этом производство полистиролбетона не требует больших энергозатрат, что довольно хорошо для экологии в целом.

Выбираю стиль именно для себя помните, что человек является не просто обитателем внутреннего пространства, в котором он живет, но и должен быть сознательным и ответственным по отношению к окружающему пространству. Как раз-таки архитектура и становится ключом к этому балансу.

Как вкатиться в современную архитектуру

Архитектура — искусство, которое не только создаёт восхитительные здания, но и передаёт идеи, желания и ценности. Если научиться понимать архитектурный язык, можно многое узнать о культуре и общественном сознании разных эпох

Рекомендуем:  Коттедж на склоне холма в сосновом лесу возле озера Флэтхед, штат Монтана

Что называют современной архитектурой?

Направления архитектуры разделяют по периодам их возникновения:

  • Древнеегипетская (3100 год до н. э. — 30 год н. э.) — использование камня и возведение пирамид, храмов и гробниц.
  • Греческая (9 век до н. э. — 1 век н. э.) — храмы, колонны, арки и театры, основанные на пропорциях и симметрии.
  • Римская (около 2 века до н. э. — 5 век н. э.) — арки, своды и величественные амфитеатры, форумы и термы.
  • Романская (11–12 века) — массивные стены, арки и своды, а также церкви с округлыми апсидами.
  • Готическая (12–16 века) — высокие каменные церкви с острыми арками, розетками и филигранными летучими контрфорсами.
  • Архитектура Возрождения (14–17 века) — гармоничные пропорции, классические колонны и арки, а также симметричные фасады.
  • Барокко (17 — начало 18 века) — изысканная детализация, декоративные элементы и изогнутые линии.
  • Неоклассицизм (18–19 века) — восстановление классических архитектурных форм, основанных на античных и ренессансных идеалах.
  • Модернизм (конец 19 — начало 20 века) — функциональность, простые линии и отсутствие декора.
  • Современная архитектура (20 век — настоящее время) — от эклектических стилей до инновационных, экспериментальных форм и конструкций.

В период современной архитектуры художники стремятся подчеркнуть прогресс и идеи функциональности и практичности. Новые формы и конструкции изменили облик городов с 20 века. В зданиях отказались от декора и орнаментов, например резных фасадов, колонн, арок, статуй и барельефов. Это хорошо заметно в первых модернистских зданиях, которые в конце 19 века строил американский архитектор Луис Салливан, «отец небоскрёбов».

Архитекторы стремились уйти от единообразия и воплощали личное видение, новые концепции и формы зданий, которые бы воплощали их функции и потребности заказчика. Они учитывали климатические условия, окружающую среду, местные культурные и исторические особенности и отражали их в архитектуре.

Отличительные черты современной архитектуры:

  • Широкие и длинные свесы крыш.
  • Минималистичные линии, лишённые узоров и дополнительных украшательств.
  • Большие окна, стены из стекла, пропускающие много уличного света.
  • Использование стали, стекла, железобетона вместо камня и кирпича. Позже, ближе к 21 веку, стали использовать композитные и переработанные материалы.
  • Открытые, просторные планировки этажей с переходящими друг в друга функциональными зонами.
  • Необычные формы, состоящие из смешения геометрических фигур, текучие, изгибающиеся края, углы и поверхности, асимметричные, непропорциональные, зигзагообразные и ступенчатые элементы, иногда хаотично перемешанные, имитирующие движение и передающие мысль о функциональности и содержании здания.

Как развивалась современная архитектура?

Развитие современной архитектуры делят на два этапа:

  • До 1970-х годов основные стили, как и в искусстве, формировались под влиянием модернизма. Этот период называют архитектурным модернизмом, иногда это выражение даже используют в качестве синонима для современной архитектуры. Архитектурный модернизм включает футуризм, минимализм, функционализм (движение «Баухаус» в Германии), конструктивизм, рационализм в 1920-х годах (движение «Авангард» в СССР), брутализм, постмодернизм, метаболизм — и это лишь часть направлений.
  • Период с 1970-х годов и до наших дней считается временем непосредственно современной архитектуры. Её рассвет наступил с приходом повсеместной автоматизации и развитием компьютерных технологий. Архитектура стала отражением прогресса. Архитектурные разработки проводились в направлении абстрактных дизайнерских концепций и инновационных инженерно-конструктивных решений, опирающихся на высокие технологии. Отсюда и название первого и основного стиля современной архитектуры — хай-тек. В начале 21 века научно-технический прогресс резко ускорился, что привело к появлению новых разновидностей, таких как био-тек и эко-тек.

Направления современной архитектуры

Футуризм появился в 1909 году после манифеста итальянского писателя и поэта Ф. Т. Маринетти, который провозглашал разрушение прошлого и культ будущего. Футуристы представляли города как сложную электрифицированную и механизированную систему из гигантских многоуровневых зданий, скоростных дорог, заводов и промышленных предприятий, террас и туннелей, связанных между собой переходами, галереями и мостами. Эти взгляды опережали развитие архитектуры — и многие идеи воплотились в последующих стилях. Но при этом футуристы призывали к уничтожению всей классической архитектуры и радикальному обновлению. Они видели себя творцами нового мира — без рамок и ограничений.

  • Металлические, белые, серебряные цвета во внешнем оформлении.
  • Обильное использование технических и промышленных элементов в строениях. Архитекторы предлагали использовать автоматические двери, подвижные столы и мебель, роботизированные системы и другие технологические новинки, которые в то время казались фантастическими.
  • Эффект движения: максимальная динамичность формы, зрительное впечатление, будто здание застыло во время трансформации или перемещения.
  • Космические и фантастические концепции, которые к концу 20 века стали появляться в научно-фантастическом кино. Футуристы представляли себе города-колонии на других планетах, огромные микрорайоны из множества связанных между собой небоскрёбов, компьютеризированные дома — сегодня мы называем их умными, дома-трансформеры, шагающие, висячие, летающие и подводные здания. Взяв за основу идею технического прогресса, они доводили её до гротеска в архитектуре, создавая сюрреалистичные техномиры.

Пример 1. Большой театр в Берлине, архитектор Ханс Пёльциг

Функционализм. Появление функционализма в 1910–1940 годах приписывают высшей школе строительства и художественного конструирования «Баухаус» в Германии и в частности её директору Вальтеру Гропиусу. Он считал, что архитектура должна быть функциональной и ориентированной на массовое производство. Знаковой фигурой этого периода стал французский архитектор Ле Корбюзье, которому принадлежит фраза «Дом — это машина для жилья».

  • Плоские крыши-террасы вместо традиционной наклонной крыши, увеличивающие эксплуатируемую площадь.
  • Столбы-опоры, приподнимающие дом над землёй.
  • Ленточные окна, тянущиеся вдоль фасада здания.
  • Свободная планировка, позволяющая организовать пространство с большей эффективностью.
  • Пандусы вместо лестниц.
  • Вариативность фасада. Благодаря установке опор внутри дома плоскость фасада перестаёт быть несущей, так что может быть выполнена из любого материала и иметь любую форму.

Конструктивизм. Советские архитекторы взяли идеи функционализма и стали использовать архитектуру для пропаганды пролетарского аскетизма. Здания конструктивизма вдохновлены бурным развитием фабричного производства и индустриальным бытом рабочего класса. В это время происходило сращивание гражданской и промышленной архитектуры, стали появляться Дворцы культуры и труда, рабочие кухни, дома-коммуны, предприятия общественного питания. По замыслу архитекторов, строения прививали людям идею, что основа жизни человека — труд на благо государства.

Родоначальники стиля — Владимир Татлин, братья Веснины, Илья Голосов. Последний построил один из самых наглядных примеров конструктивизма — Дом культуры имени Зуева в Москве. Массивное здание отличается большими окнами и стеклянным фасадом, растянутым по окружности башни в центре строения.

  • Заимствование фабричных элементов: металлические конструкции, балки, лестницы и эскалаторы, прозрачные фасады, широкие дверные проёмы, высокие потолки и открытые внутренние пространства.
  • Строгие горизонтальные и вертикальные линии.
  • Много свободного пространства внутри зданий.
  • Отказ от декора и орнаментов.
  • Монолитность и масштабность.

Брутализм возник в середине двадцатого века в Великобритании, но просуществовал недолго. В послевоенное время он стал антибуржуазным протестом, выражавшим честность и открытость.

Отправной точкой считается комплекс «Жилая единица» в Марселе архитектора Ле Корбюзье. Сторонники брутализма стремились сохранить максимальную функциональность при минимизации затрат, чтобы обеспечить население жильём. Поэтому наибольшее распространение брутализм получил в коммунистических странах Восточной Европы, где в таком стиле строились жилые здания, библиотеки, школы, госучреждения, спортивные комплексы.

  • Массивность форм, отсутствие цветных элементов — только серый и чёрный цвета.
  • Грубые материалы, открытый бетон.
  • Функциональность.
  • Отсутствие декора и облицовки.

Метаболизм зародился в конце 50-х годов прошлого века в Японии, где всегда уделялось особое внимание законам природы. Архитектура должна развиваться по тем же биологическим законам, утверждали идеологи метаболизма. Один из них, Киёнори Кикутакэ, считал, что здание должно состоять как из постоянных, так и из временных элементов. В нём должна быть предусмотрена возможность перестройки, замены его составляющих. Поэтому ключевая особенность стиля — недосказанность и незавершённость, которая открывает перспективу для дальнейшего развития.

Рекомендуем:  Дом трех поколений в Японии - построен вокруг двора и старого дерева

Хай-тек. Стиль зародился в процессе деятельности британской группы архитекторов «Аркигрэм» в 1960-х годах. Они вдохновлялись научной фантастикой и брали оттуда идеи для своих архитектурных концептов. Их последователи Норман Фостер, Ричард Роджерс, Николас Гримшоу, Жан Нувель, Джозеф Пакстон стали основоположниками хай-тека и первыми начали применять высокие технологии для проектирования и реализации идей аркигрэмовцев.

  • Инновационность, структурированность, максимальное использование технологических достижений.
  • Прагматизм в использовании пространства, наполнение помещений согласно их функциям, минимальное использование декоративных элементов.
  • Строго организованное распределение мебели и аксессуаров в помещениях.
  • Стены из стекла и металлокаркаса.
  • Обилие света, просторные помещения.
  • Искусственные материалы: пластик, акрил, стеклопластик и полимеры.
  • Технические элементы на виду: металлические каркасы, лифты, вентиляционные шахты, эскалаторы, лестницы, трубы, инженерные системы.
  • Чёткие простые формы и прямые линии, элементы конструктивизма и кубизма.
  • Эффект «вывернутости наизнанку».

Что почитать, чтобы понимать современную архитектуру

1. Алексей Лепорк, «Соблазнённая архитектура», 2023

Автор, искусствовед и архитектурный критик, научный сотрудник Государственного Эрмитажа, увлекательно рассказывает о главных архитектурных проектах 20 столетия, определивших вид современных городов. Вы узнаете, как архитекторы экспериментировали с формой, конструкцией зданий, материалами и что порождало новые стили.

2. Юрген Ёдике, «История современной архитектуры», 1972

В книге автор подробно исследует развитие внешнего вида зданий с конца 19 века до своего времени. Он описывает и анализирует основные стили и направления в архитектуре, показывая их связь с социально-политическими и культурными тенденциями времени их появления. В книге много иллюстраций и фотографий, которые помогают наглядно представить описываемые здания и проекты.

3. Анна Алямова, Полина Фадеева, «Кто всё это построил?», 2022

Книга представляет собой сборник описаний проектов и кратких биографий знаменитых архитекторов 20 века. Авторы постарались сделать книгу интересной и для взрослых, и для детей. Каждому архитектору отведено три разворота, где разместились биография, известный проект и несколько интересных фактов.

Крупный портал просто и без лишней терминологии пишет о современных проектах и новостях из мира архитектуры. Например, рассказывает про нестандартный катящийся мост, который поставили в лондонском доке на реке Ли. Или про огромные высокотехнологичные павильоны для панд в виде колец, которые построили в заповеднике панд в китайском Чэнду.

От античности до модернизма: 8 основных стилей в архитектуре

Фото: GiuseppeT/wikipedia.org

Древнегреческая архитектура появилась на материковой части Греции, Пелопоннесе, островах Эгейского моря и в колониях в Анатолии и Италии в период приблизительно с 900 года до н. э. до I века н. э. Самые ранние сохранившиеся сооружения датируются примерно 600 годом до н. э.

Фото: Shutterstock

Фото: Shutterstock

Древнегреческая архитектура особенно известна своими храмами. Вторым важным типом зданий, дошедшим до наших дней, считается театр под открытым небом. Самый ранний из них датируется примерно 525-480 годами до н. э. Еще сохранились ворота для процессий (пропилеи), окруженные колоннадами рыночные площади (стоа), здания городского совета (булевтерии), гробницы (мавзолей) и стадионы.

Фото: Shutterstock

Фото: Shutterstock

Основные черты древнегреческой архитектуры:

  • баланс и пропорции;
  • характерный архитектурный ордер — определенная форма, состав и порядок вертикальных (колонны, пилястры) и горизонтальных (антаблемент) элементов;
  • использование таких материалов, как мрамор, кирпич и бетон;
  • колоннады;
  • стереобаты — нижняя часть храма или колоннады, «цоколь», обычно состоит из 3 ступеней;
  • кариатиды;
  • портик с фронтоном.

Екатерина Сванидзе:

«К античному стилю можно отнести архитектуру Древней Греции VII-VI вв. до н.э. и архитектуру Древнего Рима. Преобладающей типологией в это время были храмы, спроектированные с учетом принципов симметрии, геометрии, гармонии частей и целого, перспективы. Отличительная черта античного стиля (в особенности в греческой архитектуре) — ордерная система (ионический, дорический, позднее — коринфский ордеры), которая впоследствии была переосмыслена римлянами — появились римско-дорический, тосканский, римско-ионический, римско-коринфский ордеры и композитная капитель. К самым ярким примерам античного стиля относятся Парфенон, построенный в Афинском Акрополе в V веке до н.э., и амфитеатр Флавиев (Римский Колизей) 72-80 гг. н.э».

2. Готика

Готика — стиль, особенно популярный в Европе с середины XII по XVI век, а в некоторых районах сохранившийся до XVII—XVIII веков. Стиль возник в регионе Иль-де-Франс на севере Франции, развившись из романской архитектуры.

Иль-де-Франс

Иль-де-Франс (Фото: Shutterstock)

Одной из главных инженерных инноваций готической архитектуры стала каркасная система. С виду ажурная и «сложносочиненная» (полная противоположность монументальной романской), она изменила распределение нагрузки в здании, облегчила стены и перекрытия, дала возможность увеличить высоту сооружений и их площадь, а также сэкономить строительные материалы.

Фото: Unsplash

Фото: Unsplash

Образцы готических построек можно найти в христианской церковной архитектуре — соборах, аббатствах и приходских церквях. В этом стиле также строили замки, дворцы, ратуши, университеты и даже частные жилые дома. Многие образцы средневековой готической архитектуры занесены в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.

Фото: Unsplash

Фото: Unsplash

  • остроконечные арки;
  • нервюрные своды (нервюра — выступающее «ребро» свода);
  • витражи;
  • контрфорсы — вертикальная выступающая часть стены или отдельно стоящая опора, соединенная с ней аркбутаном;
  • аркбутаны — каменные полуарки, соединяющ вертикальную опору со стеной;
  • пинакли — остроконечные копьевидные башенки, чаще всего располагаются наверху контрфорсов;
  • вертикализация — все части сооружения стремятся вверх;
  • богатое убранство — украшенные колоннады, скульптурная лепнина, статуи святых и исторических деятелей, башни и шпили, а также горгульи, гротескные фигуры, которые одновременно могут быть фонтанами.

Николай Фанеев:

«Готическая архитектура в основном представлена религиозными сооружениями. Безусловно, готика ассоциируется, прежде всего, с собором Нотр-Дам-де-Пари, Шартрским Собором, Аббатством Сен-Дени, Кельнским собором и др. Несколько особняком стоит английская готика, которая, переняв характерные черты оригинального французского стиля, адаптировала его к своим региональным предпочтениям. Например, английская готика, в отличие от французской, тяготеющей максимально ввысь, подчеркивала длину здания, а не его высоту. Примеры: кафедральные соборы в Линкольне и Йорке, кафедральный собор в Глостере и др».

3. Барокко

Барокко — декоративный стиль, который появился в Италии в начале XVII века и постепенно распространился по всей Европе. Своего пика стиль достиг в эпоху высокого барокко (1625-1675), когда его использовали в церквях и дворцах Италии, Испании, Португалии, Франции и Австрии. В период позднего барокко (1675-1750) стиль пришел в Россию, а также в испанские и португальские колонии в Латинской Америке.

Фото: Shutterstock

Фото: Shutterstock

Архитекторы эпохи барокко до предела развили основные элементы архитектуры Возрождения (которая, в свою очередь, наследует античному стилю), включая характерные купола и колоннады, и сделали их более высокими, величественными, украшенными. Внутри здания часто использовалась живопись Тромплей (также известна как «обманка» — изображение, выполненное настолько точно, что его можно принять за кусок реальности) в сочетании со скульптурой. Для барокко характерен избыточный декор: многочисленные ангелы и раскрашенные фигуры на потолке, витые колонны, изобилие декоративных элементов, занимающее все пространство. Во дворцах в стиле барокко парадные лестницы стали центральным элементом.

Фото: Shutterstock

Фото: Shutterstock

  • многократное повторение в фасаде здания одних и тех же декоративных приемов;
  • обилие деталей;
  • позолоченная скульптура;
  • яркие цвета;
  • фрагментированные или намеренно неполные элементы;
  • использование игры света и тени;
  • ярко расписанные потолки;
  • масштабные фрески;
  • иллюзорные эффекты, такие как Тромплей;
  • купола грушевидной формы (более характерны для барокко Восточной Европы);
  • витые колонны, как бы создающие иллюзию движения вверх.

Екатерина Сванидзе:

«Барокко» (в переводе с португальского означает «жемчужина неправильной формы») — это стиль абсолютистской эпохи (с 1600 г. до 1780 г.), когда власть церкви солидаризируется со светской. Пышность декора, впечатляющие размеры сооружений и особое членение барочных помещений усиливают авторитет церкви и государства — католическая церковь взывала к верующим через искусство и архитектуру. В этом стиле архитектуре подчиняются все остальные виды искусства — скульптура, живопись. Сложные архитектурные формы, в основе которых, как правило, был овал/эллипс, а также динамическое противопоставление и взаимопроникновение пространств, величие, драматизм и контраст освещения, пышные формы и богатый декор — характерные черты барокко. Грандиозные творения барокко — церковь Санта-Мария делла Салюте в Венеции, базилика Санта-Кроче в Лечче».

Рекомендуем:  Проекты двухэтажных домов: особенности планирования и фото-примеры

4. Классицизм

Корни классицизма уходят в храмовую архитектуру Древней Греции и в религиозную, военную и гражданскую архитектуру Римской империи. Стиль отличается ясностью и простотой традиционных форм, например, колоннами, каждая из которых имеет фиксированные пропорции и орнаменты. Он развился в архитектуре в эпоху итальянского Возрождения, особенно ярко ранний классицизм представлен в работах и проектах Леона Баттисты Альберти и Филиппо Брунеллески.

Фото: Shutterstock

Фото: Shutterstock

Классицизм быстро распространился в Италии, а затем пришел во Францию, Германию, Англию, Россию и другие страны. В каждой из них он трактовался по-своему, обретая индивидуальные черты. В эпоху правления Людовика XIV на фоне абсолютизма появился «Большой стиль» — в нем соединились классицизм и барокко. В России на классические здания в этом стиле «наложилась» военная и патриотическая тематика.

Фото: Unsplash

Фото: Unsplash

  • симметрия и пропорции: колонны и окна расположены равномерно;
  • главный вход выполнен в форме портика и увенчан фронтоном;
  • прочные строительные материалы;
  • высокие, от пола окна с мелкой расстекловкой;
  • пилястровый ордер;
  • стены лишены декора.

Николай Фанеев:

«На рубеже 1800 г. старый мировой порядок сменяется — получают развитие идеи субъективизма, либерализма, демократии, церковь утрачивает былую силу, а церковное строительство перестает быть стилеобразующим. Однако для создания нового стиля не хватало знаний и развитого вкуса, поэтому в этот век обратились к формам античности. Идеалы красоты «археологического классицизма» были определены в труде Винкельмана «Мысли о подражании греческим произведениям в живописи и скульптуре». Характерные черты стиля: членение корпуса сооружения пилястрами и карнизами, фасадная сторона напоминает греческий или римский храм с треугольным фронтоном или портиком. Пара примеров классицизма в архитектуре — Сан-Франческо ди Паола в Неаполе и кафедральный собор Казанской Божьей Матери в Санкт-Петербурге».

5. Рококо

Стиль рококо возник в XVIII веке как реакция против величия и симметрии классицизма. Это более плавный и детализированный стиль, включающий витиеватые, асимметричные узоры, работу с пастельными оттенками.

Стиль появился в Париже в ответ на тяжеловесную архитектуру барокко и вскоре был принят во Франции, Германии, Австрии. К концу XVIII века господство рококо в значительной степени сменилось неоклассическим стилем.

Фото: Vassil/wikipedia.org

Фото: Vassil/wikipedia.org

Хотя между архитектурой барокко и рококо есть много общего, можно найти и различия. Внешний вид зданий в стиле рококо более игривый, легкий и с обильным использованием изгибов. Одно из принципиальных различий еще и в том, что рококо подчеркивает асимметрию форм.

Стены, молдинги (выпуклые декоративные детали на фасадах) и потолки зданий в этом стиле украшены многочисленными переплетениями декоративных деталей, основанных на формах «C» и «S», раковинами и другими натуралистическими формами.

Фото: Shutterstock

Фото: Shutterstock

Цвета рококо преимущественно пастельные, активно задействуются слоновая кость и золото, в декоре много зеркал — для усиления ощущения открытого пространства. В стиле рококо построены Азамкирхе в Мюнхене, Дворец Сан-Суси в Потсдаме, Дворец Келуш в Синтре, Дворец Шарлоттенбург в Берлине, Дворец Чапских в Варшаве.

  • мотив рокайля — морские ракушки, необычные изогнутые формы, имитирующие природные элементы;
  • отсутствие строгой симметрии;
  • богатая декоративная отделка;
  • пастельные цвета;
  • в интерьере активно используются лепнина, резьба и позолота;
  • относительно небольшой размер построек;
  • использование картушей (лепных украшений в виде щита или развернутого свитка);
  • зеркала — важный элемент интерьера.

6. Ампир

Ампир как движение в архитектуре, интерьерах, изобразительном искусстве возник во Франции во время правления Наполеона. Этот стиль процветал в первой трети XIX века в странах Западной Европы, а затем и в России.

Фото: Shutterstock

Фото: Shutterstock

Фото: Pexels

Фото: Pexels

Основными сооружениями, которые относятся к этому стилю, считаются триумфальная арка на площади Каррузель в Париже, Вандомская колонна, триумфальная арка на площади Шарля де Голля. Интерьеры в стиле ампир можно увидеть во дворце Фонтенбло и в Большом дворце в Версале.

  • парадность;
  • монументальность;
  • мотивы Древнего Рима и Египта в орнаментах, декоре;
  • обилие декоративных элементов;
  • облицовка разноцветным камнем;
  • лоджия вместо портика;
  • позолота в деталях.

Николай Фанеев:

«Стиль ампир появился во Франции во времена правления Бонапарта (1804-1814), считавшего себя величайшим императором со времен античности и использовавшего архитектуру для создания визуальной связи и коннотаций между Французской Империей и Римской Империей. В сооружениях той эпохи — преимущественно триумфальных арках — широко применялись символы и орнаменты, заимствованные из античного мира (в частности, Римской Империи)».

7. Модерн / Ар-нуво / Югендстиль

На рубеже XIX—XX вв. стиль модерн буквально захватил весь европейский континент, по-разному проявляясь в каждом национальном контексте: в Германии и Австрии он известен как югендстиль или стиль Сецессиона, в Бельгии и Франции — ар-нуво, в Италии — стиль либерти или stile floreale (цветочный стиль). Главное утверждение модерна: искусство и жизнь неразделимы. Природа становится основным источником вдохновения для движения, которое стремилось к полному единству структуры и декора. Модерн характеризуется извилистыми линиями и органическими объемами, часто встречаются флоральные и анималистические мотивы. Ярчайший пример модерна — входы на станцию метро в Париже, спроектированные Эктором Гимаром.

Фото: Bellomonte/wikipedia.org

Фото: Bellomonte/wikipedia.org

  • природный орнамент;
  • плавные, волнистые, изогнутые линии в декоре фасадов и интерьеров;
  • пастельные, приглушенные оттенки;
  • украшение интерьеров мозаикой, витражами, эмалью;
  • оформление здания — дерево, кованые элементы необычной изогнутой формы;
  • прямоугольные двери и окна, достаточно часто — арочные.

8. Модернизм

Модернизм — архитектурный стиль, основанный на инновационных для прошлого века технологиях строительства, в частности, использовании стекла, стали и железобетона. Основными критериями в архитектуре стали функциональность, минимализм, отказ от орнамента. Стиль возник в первой половине XX века и стал доминирующим после Второй мировой войны и до конца 1980-х.

Фото: Shutterstock

Фото: Shutterstock

Архитектура модернизма появилась в результате прорыва в технологиях, инженерии и строительных материалах, а также из желания оторваться от исторических архитектурных стилей и изобрести что-то новое.

Хрустальный дворец

Хрустальный дворец (Фото: Public Domain)

Использование чугуна, гипсокартонного листового стекла и железобетона позволило строить конструкции, которые были как никогда прочными, легкими и высокими. Хрустальный дворец Джозефа Пакстона на Всемирной выставке 1851 года — ранний пример революционной для своего времени конструкции из железа и листового стекла

В 1884 году был построен первый небоскреб со стальным каркасом — десятиэтажное здание страховой конторы в Чикаго архитектора Уильяма Ле Барона Дженни. Железный каркас Эйфелевой башни, в то время самого высокого сооружения в мире, поразил воображение миллионов посетителей Всемирной выставки 1889 года, которая проходила в Париже.

  • акцент на объем;
  • асимметричность композиции;
  • ленточное остекление;
  • отсутствие декора;
  • основные материалы — железобетон, сталь.

Николай Фанеев:

«Модернизм зародился в первой половине XX века и быстро стал ведущим стилем и даже философией архитектуры того времени. Это было связано со строго рациональным использованием материалов, конструктивными нововведениями, аналитическим подходом к функциям зданий. Главные постулаты — «форма следует за функцией» и «меньше значит больше». Пионерами движения были Ле Корбюзье и Вальтер Гропиус, а среди ярких представителей — немецкая школа Баухауз и Фрэнк Ллойд Райт».

Поделитесь с друзьями

Ответить

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *