Как я узнаю, сколько газа осталось в баллоне
Как узнать, сколько газа осталось в баллоне?
Баллоны с различными газами применяются в промышленности, строительстве, на транспорте, в науке, в быту. В баллонах поставляются азот, аргон, водород, кислород, углекислота, гелий и другие газы. Баллоны непрозрачны и герметичны. Каким образом можно узнать, сколько газа в баллоне.
Почему это нужно?
Согласно правилам эксплуатации газовых баллонов нельзя полностью расходовать газ, находящийся в них. Остаточное давления газа внутри баллона должно быть не меньше 0,5 кгс/см 2 (0,05 МПа), иначе опорожненная емкость не будет принята на повторное заполнение. Это требование контролировать остаток газа предотвращает возможность ппопадание внутрь баллона посторонних веществ из внешней среды среды. При полностью истраченном содержимом должна проводиться дополнительная операция промывки. После этого баллоны подвергаются повторной заправке или хранятся на складе в опорожненном состоянии с предохранительными колпаками. Какие же способы используются для определения оставшегося количества газа?
Взвешивание
Наиболее простой и доступный для любого потребителя способ. Из маркировки баллона, которая находится на его горловине или на дне, можно узнать вес пустого сосуда. Взвесив баллон с остатками газа и определив разницу, вы узнаете массу газа в баллоне.
Для определения примерного объема сжатого бытового газа полученное значение умножают на 2. Это допустимо, поскольку масса 1 литра бытового сжатого газа равна примерно 0,5 кг. Знание количества оставшегося газа позволяет своевременно позаботиться о заправке баллона.
С помощью манометра
На газовых баллонах большой емкости устанавливается манометр — прибор для измерения давления. Узнать количество оставшегося в сосуде газа можно умножением показаний манометра в атмосферах на объем баллона. Результат будет приблизительным, поскольку давление в баллоне зависит не только от количества газа, но и от его физико-технических характеристик, а также от температуры окружающей среды. Но, имея определенный опыт работы с газом, можно пользоваться этим способом.
Специальным измерительным прибором
Производители измерительной техники предлагают современные ультразвуковые приборы, показания которых не зависят ни от внутренних, ни от внешних факторов. Прибор приставляют к баллону и передвигают по его стенке сверху вниз. По цветовому индикатору определяют до какого уровня он заполнен. Для тех, кто постоянно работает с техническими газами, прибор удобен и практичен. Измерения выполняются быстро, точно и не требуют дополнительных вычислений.
Как я узнаю, сколько газа осталось в баллоне
Чтобы определить, сколько газа осталось в баллоне, можно использовать специальные датчики либо же обратиться к народным методам. Например, в условиях туристического похода необходимо опустить резервуар в любой водоем и оценить тот уровень, до которого он погрузился. Если газа в баке осталось немного – баллон практически полностью опустится в воду.
Наверняка, вы часто задумывались о том, как узнать количество оставшегося газа в баллоне. Особенно актуально это для домов, в которых отсутствует централизованная подача голубого топлива, либо же бак предполагается взять с собой в путешествие для приготовления пищи. В любом случае без специального датчика определить остаток газа будет довольно затруднительно. Эта проблема возникает у многих людей, поэтому опытным путем мною было обнаружено несколько хороших способов, которые могут помочь в распространённых ситуациях.
Источник sport-marafon.ru
Взвешивание
Такой метод относится к наиболее простым, для него не нужно приобретать специальное оборудование. При покупке или заправке баллона нужно прочитать информацию на дне резервуара. Обычно в этих данных указывается название предприятия, которое изготовило бак, дата производства баллона, его рабочее давление и объем, размеры и масса пустой емкости. Такие сведения дают возможность взвесить баллон и вычислить необходимую разницу.
Чтобы узнать приблизительное количество остатка газа, полученное число можно умножить на 2. Это вычисление принимается, поскольку масса сжатого бытового газа составляет около 0,5 кг/л. Таким образом, при обнаруженной разнице в 1 кг остаток будет равен приблизительно 2 кг. Зная оставшийся объем газа, можно определить срок замены баллона.
Источник ar.pinterest.com
Манометр
На больших резервуарах обязательно устанавливают аппарат определения давления. Определить количество топлива в баке можно, умножая объем баллона на значения манометра. Таким способом определяется значение лишь приблизительно, поскольку на внутреннее давление значительно влияют свойства содержимого и внешняя температура воздуха.
Источник ru.wikipedia.org
Ультразвуковые приборы
В специализированных магазинах можно приобрести современное оборудование, которое стабильно работает в любых условиях окружающей среды и показывает значения, не зависящие от внешних факторов. Метод измерения основан на свойствах ультразвуковых волн. Аппарат приближают к баку и следят за обозначениями цветового индикатора. Двигаясь параллельно стенке резервуара, можно выяснить уровень его наполненности. Такое оборудование стоит недешево, но оно очень полезно при частом применении. Быстрое измерение газа позволяет не утомлять себя длительными вычислениями и передвижениями баллона.
Вода для определения объема
Если нужно быстро определить объем газа дома или во время путешествия, воспользуйтесь простым способом вычисления с помощью обычной воды. Для этого необходимо приготовить:
- 1 частично использованный резервуар;
- 1 пустой бак соответствующего объема;
- 1 полный баллон с тем же объемом;
- Маркер для меток;
- Большую кастрюлю, в которой можно разместить бак;
- Обыкновенную воду.
Источник drive2.ru
Потом проделать следующее:
- Налить воду в кастрюлю, примерно до половины;
- Расположить бак в воде в вертикальном направлении;
- Заметить уровень соприкосновения с жидкостью;
- Извлечь баллон и обозначить ватерлинию с помощью маркера;
- Перенести метки на все резервуары;
- Погрузить частично использованный баллон в воду;
- Заметить расположение ватерлинии и обозначить его маркером;
- Сравнить метки на всех трех баллонах.
Проверка количества газа в баке автомобиля
Не используя специальное оборудование, остаток газа в авто можно определить только по пробегу. Баллон полностью заправляется, затем спидометр устанавливается на ноль. Во время езды нужно использовать только газ, пока он не закончится. Расстояние запоминается, что поможет узнать расход топлива. Это значение будет учитываться при последующих поездках.
Такой способ не слишком точен и не очень удобен, поскольку на его значение влияет добросовестность работников на заправке, погодные условия при езде, скорость движения и частота остановок. Если необходим максимально точный расчет остатка газа в баллоне, лучше использовать специальные технические датчики.
Источник drive2.ru
Заключение
Чтобы узнать, сколько газа приблизительно осталось в баллоне, я рекомендую несколько проверенных способов. Можно использовать взвешивание, погружение резервуара в воду и другие типы непрямых расчетов. Если же необходимо определить наиболее точное значение, для этого подойдут специальные датчики и технические приборы. Количество газа в баке автомобиля рассчитывают по пробегу.
- #газовый баллон
- #баллон с газом
- #полезная информация
- Добавить в закладки
- Прочитать позже
Как узнать уровень (остаток) топлива в газовом баллоне автомобиля
Если указатель уровня бензина – обязательный атрибут на панели приборов в салоне любого авто, то следить за наличием топлива в машине с газовым оборудованием не всегда имеется возможность. К примеру, электромеханический датчик уровня газа ГБО 4 поколения, предусмотрен стандартной комплектацией пропанового оборудования. 2-е поколение комплектуется только механическим стрелочным указателем на мультиклапане баллона, однако он не отличается большой точностью. Да и контролировать уровень газа удобней, глядя на индикатор в салоне машины, а не в багажнике. Проверять остаток метана, ввиду его газообразного состояния, возможно лишь по давлению, которое показывает штатный манометр.
Как проверить, сколько газа осталось в баке
Без специальных приборов, приблизительный остаток газа (метан или пропан-бутан), можно узнать только опытным путём (по пробегу). После полной заправки баллона счётчик спидометра (одометр) сбрасывается на ноль, а авто эксплуатируется исключительно на газовом топливе до его полной выработки. После этого засекается пройденное расстояние и определяется удельный расход газа, который будет служить индикатором при дальнейших поездках.
Очевидно, что точность и удобство применения приведённого выше способа оставляет желать лучшего, по нескольким причинам:
- добросовестность заправщиков не всегда соответствует ожиданиям;
- влияние климатических условий при передвижении;
- манера эксплуатации транспорта.
Поэтому, чтобы узнать, сколько газа осталось в баллоне, разумней воспользоваться плодами технического прогресса.
Виды датчиков
Классифицировать датчики уровня газа четвёртого поколения пропановых газовых систем (их ещё называют датчиками уровня топлива – ДУТ) можно по двум основным параметрам:
- по сопротивлению (у большинства моделей оно составляет 50 кОм либо 90 Ом);
- по количеству контактов (их может быть два или три).
Датчики ГБО (резистивный и с микросхемой)
ДУТ ГБО 4 поколения снабжён стрелкой и устанавливается на мультиклапан газового баллона. Этот прибор является самостоятельным указателем, также он передаёт показания на переключатель (кнопку) газ/бензин со светодиодной индикацией. На кнопке расположены 4 (реже 3) зелёные и одна красная лампочка, которая загорается при снижении уровня газа до 5-10% от объёма, при этом пищит тройной звуковой сигнал и система переходит на бензин. Шаг отображения составляет порядка 10 л. Не то чтобы очень информативно, но ведь и бензиновый датчик далеко не идеален в этом отношении.
Самым «продвинутым считается » решение, вывести индикацию уровня газа на штатном топливном указателе, когда бензиновый индикатор, расположенный на приборной доске, работает в двух режимах. То есть, если двигатель работает на бензине, прибор показывает остаток именно бензина, а при переключении на газовую смесь датчик соответственно «переориентируется». Такой метод возможен только при вмешательстве в приборную панель автомобиля и переделке ДУТ ГБО. К тому же осуществить данную затею можно не на всех машинах.
Видео материал о внедрении датчика уровня газа ГБО 4 поколения на панель приборов:
Также, не так давно в продаже появились электронно цифровые (сенсорные) указатели количества газа. Такой датчик работает автономно, не имея связи с элементами газового оборудования. Специальный излучатель подсоединяется снизу баллона, где он, выполняя расчёт уровня топлива, проецирует показания на индикатор в салоне авто.
Ультразвуковой датчик уровня
Для метанового газобаллонного оборудования также существует манометр с выводом индикации давления газа в салон авто.
Электронно-цифровой указатель (метановый манометр)
Устройство и принцип работы газовых датчиков
Уровень находящейся в баллоне жидкой фракции пропанобутановой смеси фиксирует поплавок, такой же как и в бензиновом баке. Однако газовый баллон, в отличие от бензобака, герметичен и находится под высоким давлением, поэтому связка «поплавок-датчик» работает с учётом этой особенности. А именно, перемещение поплавка вызывает вращение подвижного магнита, расположенного в корпусе мультиклапана, который передаёт вращение на магниты стрелочного указателя.
Механическая часть у датчиков идентична, но ДУТ четвёртого поколения, ещё передаёт сигнал на кнопку ГБО с помощью встроенных последовательно соединённых резисторов или микросхемы. Где дорожка из светодиодов показывает остаток топлива.
Как вывести индикацию уровня газа в салон авто с ГБО 2 поколения
Владельцы 2-го поколения ГБО могут самостоятельно присоединить датчик уровня газа и вывести его показания на кнопку в салоне авто. Для того чтобы осуществить возможность контроля остатка топлива в машине с газовым оборудованием второго поколения, достаточно всего лишь подобрать нужную клавишу выбора топлива с индикацией и датчик/указатель к ней. При этом важно помнить о соблюдении как минимум двух условий:
- мультиклапан должен быть класса А (иметь внутреннюю полость для установки датчика);
- сопротивление датчика должно быть идентичным сопротивлению переключателя.
Подбор клавиши с индикацией и датчика к ГБО 2 поколения:
Подключение и настройка датчика ГБО 4 поколения
Для оборудования четвёртого поколения самостоятельно докупать ничего не нужно: как уже отмечалось выше, электронный указатель (чаще всего это WPG, WPGH (HALLA), WPGH-1 или Stag WPG-4) и кнопка-индикатор включены в комплект поставки. А вот настройка и калибровка датчика уровня газа ГБО 4 поколения потребуется.
В первую очередь, для того чтобы корректно откалибровать датчик, нужно убедиться, что установка/настройка мультиклапана и поплавка выполнена правильно.
Затем установить указатель и произвести его первичные настройки (позиционирование). Для этого в корпусе многофункционального клапана имеются по три отверстия с каждой стороны ушка датчика. Далее согласно схеме по подключению ДУТ (идёт в комплекте), соединить разъёмы на ЭБУ оборудования с датчиком.
Схема подключения датчика указателя количества газа
Начальная тарировка датчика производится по ходу установки ГБО и в процессе первой заправки (то есть при пустом баллоне). После чего можно применить несколько методов регулировки. Но в любом случае понадобятся:
- ноутбук со специальным программным обеспечением (в частности, для STAG это AC GAS SYNCHRO);
- соединительный шнур с USB-разъёмом для подсоединения к диагностической колодке ГБО.
Первый метод заключается в подгонке, т.е. заправить 10 литров пропан-бутана на заправке. Установить данное значение в программе, затем израсходовать топливо. Потом опят заправиться, но уже 20 л., выставить параметры и т.д.
Следующие способы – это ручная калибровка и автонастройка.
Опыт настройки и эксплуатации датчиков уровня газа говорит о том, что, несмотря на все усилия, точной калибровки всё равно не получается. Связывают это с овальной формой газового баллона, несовершенством конструкции поплавка и специфическими свойствами жидкой газовой фракции. Так что дорога для дальнейшей модернизации ГБО остаётся открытой.
Более подробно о том, как выполняется автоматическая настройка и ручная калибровка датчика уровня газа ГБО 4 поколения можно узнать из видео: