Соотношение плотности утеплителя для кровли с другими характеристиками теплоизоляционного материала
Как появилась фраза «отдать швартовы» и что она означает?
Во всех мультфильмах и кино про море, корабли, пиратов мы слышим, как капитан судна или его помощник кричит команду «Отдать швартовы!». Эта фраза четко ассоциируется с художественными произведениями, однако ее используют на настоящих судах и по сей день, причем не только на морских, но и воздушных.
Значение слова «швартовы»
Большая часть морской терминологии, связанной с видами судов, способами плавания, имеет арабские корни, в том числе слова «корабль», «галера», «адмирал». Это не удивительно, поскольку арабские мореплаватели первыми соединили торговыми путями Аравийский полуостров с Мадагаскаром, Цейлоном, Индией и даже Китаем еще в доисламский период.
А различные приспособления, механизмы – относятся к голландскому и английскому языкам, например камбуз, кнехт, мачта, такелаж. Технологическим развитием судостроения занимались европейцы, недаром именно в Голландии и Англии будущий император Петр I изучал морское дело. Он лично создал первый в России «Морской устав » в 1720 году, где упоминается швартов.
Есть две версии происхождения слова «швартов»:
- Голландские «zwaar touw» означают «тяжелый канат»;
- Английские слова «shore» и «tow» – берег и буксир.
Таким образом, швартовый канат – это приспособление для привязывания судна к пристани или другому кораблю во время стыковки.
Слово используется не только в морском деле, но и в авиации. Так самолеты швартуют на месте стоянки для того, чтобы их не сдуло сильным порывом ветра.
В словаре Даля, помимо уже указанного значения, швартовым называют морской причал, к которому пристает корабль. Синонимы: шейма, косяк.
Также в речи моряков используется слово «шварт», которое означает запасной якорь.
Канаты на корабле
В устройстве судна встречается множество канатов, тросов, веревок и цепей, которые все вместе удерживают отдельные части в едином целом, а также используются для транспортировки грузов, управления кораблем. Все вместе они называются такелажем
Отдельно выделяют веревки, которые управляют парусами – они называются снасти.
Швартовые канаты, как и прочие тросы на корабле, сделаны из следующих материалов:
- Стальной цепи;
- Пеньки;
- Синтетики (полипропилен, терилен);
- Растительных волокон;
- Парусины;
- В древности – койры, волокон кокосовой пальмы;
- Проволоки.
На судне встречаются такие канаты:
- Бакштов. Используют для крепежа мелких судов к кораблю, в том числе шлюпок;
- Стропы. Подходят для работы с грузами, подвешивания, привязывания и перемещения, как в пределах борта, так и во время разгрузки на берег;
- Буйареп. Крепится к якорю и за счет специального деревянного поплавка определяет его местоположение;
- Сорлинь. Контролирует работу руля и помогает в случае его поломки;
- Шпринги. Один из видов швартовых тросов, подается так, чтобы удерживать корабль в заданном положении при стоянке у причала.
Что значит отдать швартовы?
Команда «отдать швартовы» или «отдать концы» звучит на корабле в тот момент, когда судно готовится причаливать. В этот момент на пристани «принимают швартовы», то есть ловят конец каната и крепят судно к берегу. Одновременно с этим спускаются паруса, сбрасывается якорь.
Виды концов или выбросок:
Конец состоит из огона, линя, то есть растительного троса, и легости – мешка из парусины, наполненного песком.
Швартовные операции
Причаливание к берегу и отчаливание от него кораблем – одни из самых сложных операций, требующих слаженной работы экипажа корабля и матросов на причале. Все вместе они называются «швартовыми операциями».
Процесс швартования, то есть причаливания, происходит следующим образом:
- Старшие члены команды: помощники капитана, механик, старший матрос – занимают положенные места на носу, корме.
- На конце швартового каната, осуществляющем крепление к причалу, находится петля, которая называется огон – от голландского «глаза»;
- На палубе и пристани установлены парные тумбы для крепления троса – кнехты;
- Конец пропускается через специальные отверстия в палубе – клюзы, киповые планки;
- Проложив канат парусиной в местах трения, концы по команде кидают сначала с носовой части, затем остальные;
- После закрепления канатов на морской узел места крепления покрываются противокрысиными щитами.
Между бортом корабля и пристанью прокладывают кранцы – резиновые шары или использованные покрышки, наполненные воздухом. Они нужны для того, чтобы обшивка судна не повредилась.
В случаях, если нет возможности причалить к берегу, крепление судна осуществляется к одной или нескольким швартовым бочкам.
При отшвартовке, то есть отчаливания от берега, процесс отличается только тем, что с причала отдают швартовы, а на палубе забирают, втягивают их.
Морские узлы и крепление судна
Естественно, при креплении судна к берегу без морских узлов не обойтись. Во время причаливания используют такие виды:
- Выбленочный узел с петлей. Название получил благодаря выбленкам – веревочным ступенькам, по которым матросы лезут на мачту. Используется для повязки канатов на предметы с гладкой поверхностью;
- Узел полуштык. Страховочный узел, укрепляет коренной на случай повышенной нагрузки.
Как мы видим, швартовка – это трудоемкий процесс, связанный с мореходством и авиацией. В нем проявляется командная работа экипажа, совершенство технологических приспособлений на корабле. Несмотря на то, что термину как минимум три сотни лет, на флоте можно услышать команду «Отдать швартовы!» ежедневно до сих пор.
Видео: как спускают судно на воду
В данном ролике будут показаны наиболее зрелищные спуски на воду гигантских пассажирских и грузовых кораблей:
Соотношение плотности утеплителя для кровли с другими характеристиками теплоизоляционного материала
Тема сегодняшней статьи – плотность утеплителя для кровли. Тема актуальная, потому что от плотности теплоизоляционного материала зависят теплотехнические характеристики самой крыши. И чем выше плотность, тем выше теплопроводность теплоизоляционного слоя, а также его цена. Поэтому важно правильно выбирать утеплитель. Об этом и пойдет речь в статье на примере минеральной ваты.
Toggle
Что такое минеральная вата
Это теплоизоляционный материал, процесс производство которого основан на переработке каменных пород. Из последних получают нити, которые перемешивают в хаотичном порядке. Именно таким образом достигается прочность минваты. А пространства между нитями заполнены воздухом. При этом они не являются закрытыми, то есть воздух свободно перемещается внутри материала.
С одной стороны это хорошо, потому что воздушное пространство и обеспечивает высокие теплотехнические характеристики. Но с другой стороны это плохо, потому что воздух легко может быть вымещен, к примеру, влагой в виде конденсата и воды. А это снижение теплотехнических характеристик.
Что касается плотности каменной ваты. Во-первых, плотность – это количество каменных волокон, находящихся в 1 м³ материала. То есть чем больше нитей, тем выше плотность. Соответственно меньше свободного пространства между волокнами. А значит, увеличивается теплопроводность материала. Кстати, она у минеральной ваты варьируется в диапазоне от 0,032 до 0,046 Вт/м К. Именно такой разброс показателей зависит от плотности материала.
Классификация минеральной ваты как раз таки определяется плотностью предлагаемых изделий. Сегодня производители предлагают четыре класса минераловатных плит:
- П-75 с плотностью 75 кг/м³. Эту разновидность нельзя использовать в нагружаемых конструкциях, потому что у нее самая низкая прочность. Неплохой вариант для утепления кровель и стен.
- П-125. Это более жесткие плиты, но не настолько, чтобы их можно было бы укладывать под стяжки. Поэтому основное назначение – кровельные конструкции, стены и каркасные сооружения.
- П-175. Жесткая плита, способная выдерживать достаточно серьезные нагрузки. Такие плиты укладывают в процессе утепления бетонных полов, то есть под стяжки.
- ППЖ-200. Это так называемые минераловатные плиты повышенной жесткости. Используют их в основном при утеплении бетонных покрытий, перекрытий, в конструкциях, которым предъявляются высокие прочностные характеристики и требования пожарной безопасности.
Обратите внимание, что плотность минеральной ваты для кровли имеет определенные параметры. То есть не стоит покупать изделия, в данном случае имеется в виду плиты, у которых плотность выше 125 кг/м³. Нет сомнения, что и они прекрасно справятся на крышах с возлагаемыми на них функциями. Но стоят они на порядок дороже. А зачем переплачивать, если есть материал намного дешевле. Но если стоит задача провести утепление плоской крыши, а тем более эксплуатируемой, то без марки П-175 не обойтись.
Добавим, что изначально минеральная вата выпускалась в рулонах и в матах. И сегодня оба варианта на рынке присутствуют. Используют их реже, но представлены они более широким модельным рядом, где плотность изделий варьируется в более широком диапазоне: от 40 кг/м³. При этом надо отметить, что занижение плотности дает возможность использовать рулонный материал и маты в процессе утепления кровельных конструкций. Единственное – это сложность укладки утеплителя на скатных конструкциях. Приходится использовать способы временного крепления, что усложняет сам процесс, увеличивает трудозатраты.
Использование минеральной ваты с разной плотностью
Давайте на нескольких примерах, разберемся с плотностью минваты. То есть обозначим, для каких конструкций, какой класс утеплителя надо использовать.
Для фасада
Утепление стен минеральной ватой проводится двумя способами:
- Под штукатурку. Здесь проводится монтаж утеплителя, на него укладывают армирующий каркас, по которому и наносится штукатурный раствор. Получается так, что теплоизоляционный слой несет на себе вес штукатурного слоя. А это иногда достаточно весомая нагрузка. Поэтому в данном случае рекомендуется использовать минеральную вату плотностью от 100 кг/м³.
- Вентилируемый фасад. Это каркасная конструкция из деревянных брусов или металлопрофиля, которую крепят к стене дома. Между элементами обрешетки укладывают теплоизоляционный материал. Получается, что последний никакой нагрузки не несет. А значит, здесь можно использовать материал плотностью до 100 кг/м³.
Утепление стен изнутри
Здесь, в принципе, тот же вариант, что и для фасадных плоскостей. Только вместо вентилируемого фасада используют обрешетку, которую крепят к стене. Для такого вида утепления лучше использовать минеральную вату в рулонах или матах плотностью 40-60 кг/м³.
Утепление кровли
Переходим к плотности минваты для кровли. Выше уже о минераловатных плитах было сказано. Теперь о матах и рулонной разновидности. Здесь вариантов немало, потому что многое будет зависеть от того, что будет организовано в подкровельном пространстве.
Если крыша утепляется просто для того, чтобы снизить тепловые потери через потолок и кровлю, то можно использовать каменную вату для крыши, плотность которой не превышает 75 кг/м³. Здесь важно правильно подобрать толщину утепляемого слоя. Обычно для этого берут ориентиром ширину стропильных ног. То есть заполнение проводят с учетом этого размера. К примеру, если ширина стропилы – 150 мм, то и толщина теплоизоляционного слоя должна быть такой же.
Видео описание
В видео показана технология утепления кровельной конструкции минеральной ватой:
Максимальная толщина мат минваты – 100 мм. Чтобы закрыть собой ширину стропильных ног, придется проводить укладку в два слоя: первый толщиною 100 мм, второй 50 мм. При этом маты второго слоя укладывают так, чтобы стыки между элементами изоляции первого слоя не совпадали со стыками мат во втором ряду. Второй вариант – если в подкровельном пространстве будет организовано жилое помещение. То есть мансарда. Для этого лучше всего использовать минераловатные плиты с плотностью не более 125 кг/м³. Они проще в укладке, жестче, что дает возможность не использовать дополнительные крепления.
Утепление пола
- По лагам. То есть минеральная вата нагрузкам не подвергается, потому что располагается между лагами. Последние несут всю нагрузку и от напольного покрытия. Поэтому плотность теплоизоляционного материала не должна превышать 100 кг/м³.
- Под бетонную стяжку. Здесь, как уже было сказано выше. Минимальная плотность не должна быть меньше 175 кг/м³.
Обобщение по минеральной вате
Так как основная тема статьи – плотность утеплителя для крыши, то необходимо обозначить, что выбор будет зависеть от того, какую крышу придется утеплять. Если это скатная конструкция, то нет смысла использовать материал плотностью выше 125 кг/м³. Если кровля плоская, а тем более, если на ней планируется организовать, к примеру, зону отдыха, то плиты минеральной ваты не должны иметь плотность ниже 175 кг/м³.
Пенополиуретан для утепления крыш
Хотелось бы остановиться еще на одном утеплителе, который сегодня часто используют для теплоизоляции кровельных конструкций. Наносят его методом напыления в виде пены, которая под воздействием воздуха полимеризуется в прочную массу. На поверхности обрабатываемых деталей и узлов образуется бесшовная поверхность, на все сто процентов герметичная.
Необходимо отметить, что плотность пенополиуретана варьируется в очень широком диапазоне: 8-100 кг/м³. Так какой же из них, для каких строительных конструкций предназначен.
- От 8 до 20 кг/м³ – это материал, который используют для внутреннего утепления и звукоизоляции. Это масса с открытыми ячейками, с низкой механической защитой, которая хорошо впитывает влагу.
- 20-25 кг/м³. Здесь ситуация такова: 50% ячеек закрытые, 50% открытые. Используют эту разновидность пенополиуретана и для наружного утепления, и для внутреннего. Обязательное требование – защита от атмосферных осадков.
- Плотность от 30 до 35. Все поры закрытые, что снижает водопоглощение до минимума. Но такой материал не переносит механических нагрузок. Хотя именно его рекомендуется использовать для теплоизоляции фундаментов под засыпку грунтом.
- 40-45. Материал такой плотности можно использовать для изоляции глубоких фундаментных конструкций.
- 60-70 кг/м³. Пенополиуретан такой плотности можно закладывать под стяжки. То есть плотность материала позволяет выдерживать значительные нагрузки. Если вести разговор об утеплении плоских крыш, особенно эксплуатируемых, то этот вариант можно считать идеальным.
- 100-110 кг на 1 м³. Это самый оптимальный вариант, когда ставится задача теплоизоляции строительных конструкций, подвергающихся значительным механическим нагрузкам.
Итак, подведем итог и решим, какой из вышеперечисленных вариантов подходит для утепления кровельных конструкций. Оптимально – это пенополиуретан плотностью от 40 до 60 кг/м³.
Видео описание
В видео показано, как наносят пенополиуретан изнутри на кровлю мансардного помещения:
Заключение по теме
Итак, мы с вами рассмотрели два теплоизоляционного материала, которые сегодня активно используют для утепления кровель. Исходя из плотности каждого, приходится выбирать тот вариант, который по показателям прочности и теплопроводности является оптимальным. С учетом, конечно, цены. Последняя зависит от плотности тоже. То есть чем выше последняя, тем выше стоимость материала.
Модельный ряд битумной черепицы Шинглас «Кантри»
Корпорация «Технониколь», являющаяся лидером производства мягких кровель, предлагает широкую линейку коллекций битумных черепиц. Одна из них носит название Шинглас Кантри. От других моделей по структуре и техническим характеристикам она не отличается, но имеет свой своеобразный внешний вид, а точнее, форму гонта, которая называется «Драконий зуб». Мы предлагаем Вам ознакомиться в этой статье с информацией по выше обозначенному материалу: плюсы и минусы, из каких материалов изготавливают, технические характеристики и технология укладки на крыши.
Toggle
Что собой представляет модель Кантри
Это стопроцентная битумная черепицы, в основе которой лежит стеклохолст, пропитанный модифицированным битумом. Лицевая сторона материала посыпана каменным гранулятом (крошкой) разного цвета, которая придает черепице декоративность, а также защищает битумную пропитку от негативного действия солнечных лучей.
Именно цветной гранулят формирует цветовую палитру. В модельной линейке насчитывается девять позиций, каждая из которых имеет свое собственное название. Перечислим их:
Размеры одной панели 100х33,5 см толщиною 2,7 мм. Упаковывают черепицу в пачки, в которой помещается 8 панелей, общей площадью 2,6 м. Цена Шинглас Кантри, имеется в виду одной пачки, 1312 рублей от производителя. В магазинах цена будет выше.
Преимущества и недостатки
Корпорация «Технониколь» выпускает кровельный материал высокого качества. Не зря продажи битумной черепицы из года в год только увеличиваются. Поэтому обозначим положительные стороны этого материала:
- мягкая черепица на все сто процентов экологичное изделие;
- обладает абсолютной герметичностью после укладки на кровлю;
- при монтаже минимальное количество отходов;
- можно укладывать на любые кровельные конструкции, даже с криволинейными формами;
- прекрасно справляется с биологическими и химическими нагрузками, а также природными нагрузками;
- малый удельный вес, который не создает практически никаких нагрузок на стропильную систему (одна панель весит 4 кг);
- практически нулевая электростатичность;
- легко переносит перепады температур;
- простота технологии укладки;
- невысокая цена;
- это неплохой звукоизолятор, природные осадки, стучащие по крыши, внутри дома не слышны;
- разнообразие цветового оформления.
Недостаток у мягкой кровли Shinglas Кантри один – укладывать этот кровельный материал можно только при температуре не ниже +5С.
Технология укладки Шинглас модели «Кантри»
Начнем с того, что любую гибкую черепицу надо укладывать только на сплошную обрешетку. Это могут быть доски, уложенные поперек стропильных ног. Их размеры: ширина 100 мм, толщина 20-25 мм. Монтаж производят с небольшим зазором, равным 1 см. Оставляют его на случай расширения древесины под действием влажности и температуры. Важная составляющая монтажа сплошной обрешетки – стыковку двух соседних досок проводят только по стропильной ноге.
Вместо досок можно использовать влагостойкую фанеру марки ФСФ или ориентировочно-стружечные плиты марки ОСП-3, тоже влагостойкие. Оба материала укладывают со смещением в горизонтальных рядах, то есть вертикальные швы не должны совпадать. Это делается для того, чтобы равномерно распределить нагрузки на стропильную систему от кровельного покрытия. Здесь, как и в случае с досками, необходимо установить между листами и плитами зазор в 1 см. Стыковку панелей проводят только по стропилам.
Итак, кровельная конструкция готова, остается купить Шинглас Кантри и доборные элементы, окончательно формирующие крышу. Для этого сначала рассчитывают площадь скатов кровли и под полученный результат приобретают кровельный материал с добавлением в пределах 5-10% на отходы и подрезку.
Что касается доборных элементов, то это стартовые панели, которыми закрывают карниз кровли и конек. А также две разновидности металлических планок: карнизные и фронтонные. Их количество определяется длиною карниза скатов и фронтонов соответственно, учитывая, что длина каждой планки 1 м, плюс – монтаж доборов проводят с небольшим нахлестом друг на друга для придания герметичности. Нахлест – 3 см.
Есть еще два материала, без которых монтаж гибкой черепицы не производят:
Оба материала изготавливают на основе стеклохолста с пропиткой из битумно-полимерной смеси. Только первый имеет ширину 3 м, второй 1 м. Ендовый ковер используют лишь в том случае, если в кровельной конструкции присутствует ендова.
Монтаж доборов и подкладки
В первую очередь монтируют карнизные планки. Они собой представляют уголковый элемент, согнутый из листового оцинкованного и окрашенного железа. Просто планки прикладывают к карнизному свесу и крепят к обрешетке кровельными (ершовыми) гвоздями. Их вбивают в два ряда: один у верхней кромки уголка, второй у конца свеса. При этом гвозди забивают в шахматном порядке с шагом 10-12 см.
После чего укладывают подкладочный ковер. Укладка проводится полосами внахлест относительно друг друга. Размер смещения от 10 до 30 см. Чем меньше угол наклона скатов крыши, тем больше показатель нахлеста. Крепится подкладка к обрешетке теми же гвоздями по периметру уложенной полосы.
Следующий этап – монтаж фронтонных планок. Их укладывают от карниза, двигаясь в сторону конька. Монтаж проводят внахлест, крепление точно такое же, как и в случае с карнизными доборами.
Укладка черепицы
Первый ряд – стартовая битумная черепица. По сути, это полоса без гонтов. Ее укладывают у края свеса, отступив выше 1,5-2 см. Крепление теми же кровельными гвоздями по периметру с шагом 25 см. То есть на одну панель надо забить восемь гвоздей.
Сверху стартовой черепицы укладывают рядовую, она должна закрыть первую полностью, чтобы края гонтов касались нижнего края стартового элемента. Крепление производится по восемь гвоздей в каждый гонт. Второй ряд рядовой черепицы Shinglas Кантри укладывают со смещением в половину гонта. То есть гонты второго ряда должны собой закрыть промежутки между гонтами первого ряда. Именно таким способом добивается герметичность кровельной конструкции и полная декоративность без зазоров и щелей.
Как только вся площадь ската будет заполнена битумной черепицей, переходят к покрытию конька крыши. Для этого стартовую черепицу разрезают поперек на три равные части. Именно их используют для покрытия конька, укладывая поперек конькового элемента. Укладка проводится внахлест, начиная от любого края конька. Крепят укладываемые элементы кровельными гвоздями, по два с каждой стороны ската.
Формирование ендовы
Этот элемент кровельной конструкции подергается максимальным нагрузкам со стороны атмосферных осадков. Поэтому очень важно грамотно провести его герметизацию. Ендовый ковер начинают укладывать только после того, как на скаты будут уложены полосы подкладочного материала.
Ендовый ковер разворачивают и укладывают на ендову так, чтобы с каждой стороны от оси последней было уложено по 50 см битумно-полимерного материала. После чего под полосу намазывают битумную мастику шириною 10 см с каждого продольного края и тут же пробивают гвоздями по периметру с шагом 25-30 см. Мастику можно нанести кисточкой или маленьким шпателем.
Важный момент – правильная подрезка гибкой черепицы в местах покрытия ендовы. Ее режут так, чтобы на скате крыши на участке ендовы остался незакрытым пролет шириною 10 см. Именно по нему и будет стекать дождевая или талая вода.
Видео описание
В видео показано, как правильно укладывать гибкую черепицу «Шинглас» на скат крыши дома:
Заключение по теме
Модельная коллекция «Кантри» выделяется формой своего гонта. Спутать его с другими невозможно. При этом на крыше формируется кровля, имитирующая покрытия старых зданий Дикого Запада. Надо отдать должное производителю, который воссоздал точную имитацию, при этом сохранив все характеристики битумного материала. Плюс – достаточно широкая цветовая линейка.